Платный проезд по российским городам и весям: все ли к нему готовы?

Совет Думы отложил скандальный законопроект Минтранса до следующего года

Законопроект «о платном въезде», как его окрестили в СМИ, должен был рассматриваться в первом чтении уже сегодня, 7 декабря. Однако накануне, оценив резонанс от документа, решили с этим повременить, а пока провести консультации со всеми фракциями.

На самом деле законопроект «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» посвящён не столько и не только платному въезду в города, но и включает в себя массу новаций. К примеру, сейчас законодательно определены нормы, как содержать и ремонтировать дороги, а так же, как обеспечить безопасное пользование ими. Но нигде не указано, как организовать бесперебойное движение по магистралям. Читайте по теме

Платный въезд в город не разрулит дорожные проблемы

Власти с помощью этого закона решили создать систему организации дорожного движения по всей России, определить, кто за что должен отвечать, чётко разграничить полномочия. Документ предусматривает единые требования к остановкам общественного транспорта, к парковкам — платным и общего пользования. И даже — к планировке жилых кварталов, чтобы новые дома не влияли на пропускную способность дорог. Также предполагается создавать специальные структуры, которые будут отвечать за организацию дорожного трафика.

Словом, у документа есть всё, чтобы получить максимальное одобрение граждан, если бы не одно «но», как бы затерявшееся в массе облегчающих нашу жизнь предложений.

Капля дёгтя в ложке мёда

Речь — о наделении региональных и местных властей полномочиями временно ограничивать движение по дорогам, находящимся в их ведении. Причём в качестве таких ограничений предусмотрен платный въезд, а точнее — проезд по вверенным местным властям территориям. Чиновники могут по своему усмотрению выбрать, как организовать упомянутые ограничения. Например, можно брать «плату за проезд» только в определённые дни или время суток. Или — обременять платными услугами конкретные типы автомобилей, в зависимости от их экологического класса и наполненности пассажирами. То есть вполне может случиться так, что стареньким «жигулям», да ещё в будни строго с 9:00 до 18:00 бесплатный въезд в какой-либо город будет заказан. А ослушников накажут штрафами.

Минтранс, разработавший этот законопроект, ничего предосудительного в таком цензе не видит. Ранее глава ведомства Максим Соколов даже напомнил, что временные ограничения сегодня у нас уже действуют для большегрузных автомобилей. К примеру, на юге страны летом при температуре выше 35 градусов тяжеловесные грузовики не пускают на некоторые дороги, чтобы они не продавливали асфальт. К тому же, по словам министра, сегодня мир не придумал лучшего способа борьбы с пробками в центре мегаполисов, ограничивая движение личных авто и упирая на развитие общественного транспорта.

Увы, к такой заботе о комфорте жителей крупных городов многие оказались не готовы. Законопроект подвергся активной критике со стороны общественности на самых разных площадках. В дискуссиях принимали участие депутаты разных фракций, члены Общественной палаты и представители некоммерческих организаций.

Получается, если у человека есть деньги, то он может пользоваться всеми российскими дорогами, а если нет — пусть дома сидит?

Например, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов считает, что инициатива «создаст поле для злоупотреблений на уровне региональных властей» и вызовет социальную напряжённость. Первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков уверен, что эта новация никогда не будет принята парламентом из-за её антиконституционной природы.

— Получается, если у человека есть деньги, то он может пользоваться всеми российскими дорогами, а если нет — пусть дома сидит? — эмоционально реагирует депутат. — Конституция гарантирует единое экономическое пространство, свободное передвижение товаров и услуг. Никаких ограничений быть не может.

Во всём виноваты москвичи

Конечно, проблема пробок сегодня стоит перед многими крупными российскими городами, но наиболее тяжёлая ситуация именно в столице. Руководитель московского дептранса Максим Ликсутов славится нетривиальным подходом к решению проблем заимствованными за рубежом способами.

Прежде чем вводить платные ограничения, город, как правило, десятилетиями обкатывает схему взимания платы за парковку.

Так в мегаполисе появились платные парковочные зоны и эвакуаторы. В 2014 году столичные власти подсмотрели на Западе идею платного въезда в центр города, но в итоге от неё отказались, так как для этого нужен был специальный федеральный закон, который впоследствии и был разработан Минтрансом.

— Весь зарубежный опыт говорит о том, что прежде чем вводить платные ограничения, город, как правило, десятилетиями обкатывает схему взимания платы за парковку, — пояснила «Парламентской газете» старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Екатерина Решетова. — Лондон десятилетиями пытался решить проблему городского трафика платными парковками, но, убедившись в бесполезности этого, перешёл на платный въезд.

По словам эксперта, только после того, как люди привыкнут дисциплинированно платить за парковку, можно вводить платный въезд. Однако из всех российских мегаполисов самым «привыкшим» является Москва. В Санкт-Петербурге программа платных парковок пока развивается только в историческом центре. А, скажем, в Новосибирске к ней ещё даже не приступали. Вопрос, кому это нужно, думаю, риторический.

Время подумать

Но так ли Москва готова к этому шагу? Да, поставить ещё сотню-две камер, которые будут фиксировать номера въехавших в платную зону машин и слать им квитки по почте, несложно. А вот что будет с предоставлением автовладельцам указанной в законопроекте приемлемой альтернативы — качественного общественного транспорта (включая такси), наделённого приоритетом проезда по улично-дорожной сети города, совместно с развитой системой доступных перехватывающих парковок и велосипедных маршрутов?

«Надо признать, что единой велосипедной сети в городе до сих пор нет, как и монолитной системы выделенных полос для общественного транспорта», — отметила Екатерина Решетова. Властям столицы будет сложно в таком случае оправдать перед жителями введение платного въезда. Если, конечно, кто-то кому-то станет вообще что-либо объяснять.

А между тем, чтобы ввести платный въезд в Стокгольме, власти были вынуждены провести городской референдум и вложить полмиллиарда евро в модернизацию системы общественного транспорта. В Милане платный въезд удалось ввести только со второй попытки при поддержке экологической общественности.

Член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Тен отметил, что в России активными темпами идёт автомобилизация. За 10 последних лет количество машин на дорогах выросло на 65 процентов. И это может оказаться фатальным. Однако, по его мнению, просто разрешив регионам вводить платные ограничения для въезда в города, это значит ничего не решить. Необходимо оказать им поддержку в развитии общественного транспорта.

— Это закон не о платном въезде, а прежде всего об организации дорожного движения — он нужен для страны, — подчеркнул депутат. — Сейчас документ отложен до проведения дополнительных консультаций со всеми фракциями, в которых примут участие представители Минтранса. Депутаты могут высказать чиновникам свои замечания, чтобы после их устранения вернуться к законопроекту. Всё же пользы от него больше, чем вреда.

Как у них

Лондон

Платный въезд в центр города существует с 2003 года. Факт въезда фиксируется камерами наблюдения. Стоимость разового «проездного» с понедельника по пятницу с 7:00 до 18:00 — от 10,5 фунта стерлингов, если автовладелец зарегистрирован на специальном сайте с автоматической системой оплаты, до 14 фунтов стерлингов, если он оплачивает въезд на следующий рабочий день по телефону или Интернету. Для жителей домов, попадающих в зону, действует постоянная 90-процентная скидка.

Пекин

Во время подготовки и проведения летней Олимпиады-2008 в столицу Китая в течение двух месяцев по чётным дням было разрешено ездить машинам, чьи номера заканчиваются на чётную цифру, по нечётным — наоборот. Таким образом правительство надеялось сократить число автомобилей на улицах города примерно на миллион единиц, а вредные выбросы — на 30 процентов. Ослушавшихся водителей штрафовали на 100 юаней. Правда, взамен причиняемым жителям города неудобствам власти увеличили время работы метро и других видов общественного транспорта.

Стокгольм

Платный въезд в центр Стокгольма действует с 2007 года. Решение принималось на городском референдуме. В зависимости от времени суток пересечение границы платной зоны стоит от 10 до 20 шведских крон. Оплачивать надо как въезд, так и выезд из центра города. Дневной «проездной» стоит 60 крон. Факт въезда фиксируется камерами наблюдения.

Милан

Оплата проезда в центр города была введена со второй попытки в 2012 году. За несколько лет до этого центр сделали платным для старых машин с двигателями стандарта Евро-3 и ниже. Стоимость одноразового «проездного» — 5 евро. Оплатить можно по телефону с помощью СМС. Факт въезда также фиксируют камеры.

А пока еще не действует «новый» заимствованный у запада закон и передвигаться по дорогам можно бесплатно, Вы можете заказать дешевый переезд или перевозку грузов нашей службой.

Федеральная служба эвакуаторов и переездов приглашает Вас на наш новый сайт по АТИ грузоперевозкам: АТИ грузоперевозки